Развитие экологического самосознания башкир

Страница 7

Отметим большую роль введения в экологическое сознание элемента необходимости защиты лесов и рек, и это объясняется тем, что их экологическая динамика наиболее чутка к массовому вторжению. Изменения происходили буквально на глазах одного поколения.

Опасные изменения произошли и происходят в бассейне Белой. Разрушительные экологические сдвиги на Южном Урале в целом общественность еще в полной мере не осознала. Однако последствия происшедших изменений уже сказались на способах хозяйствования и образе жизни населения Южного Урала, прежде всего юго-восточных и горных башкир, для которых эта уникальная природная зона в течение многих столетий была экологической нишей. Упадок лесных занятий, исчезновение многих кустарных промыслов, кризис традиционного пчеловодства, снижение эффективности скотоводства, повышенная миграция, разрушение традиционной культуры – таковы результаты вторжения «цивилизации» на Южный Урал. Кажется, становится ясным, что сверх концентрация в Приуралье нефтехимических и химических производств, а в Зауралье – металлургических и горнообогатительных предприятий, чрезмерные вырубки леса, вспашка пастбищной целины подорвали традиционный уклад жизни юго-восточных и горных башкир, нанесли огромный ущерб башкирскому пчеловодству, животноводству, другим отраслям традиционного хозяйства, угрожают нормальному функционированию этноса во многих частях этнической территории.

Примеры, показывающие и доказывающие зависимость жизни этнического общества от состояния природы можно, естественно, продолжить. В то же время, надо подчеркнуть, что жизнь и состояние самой природы зависели и зависят от этноса, его культуры. Культура любого народа является основой формирования в общественном сознании экологической ориентации. У башкирского и русского, татарского и марийского крестьянина было веками воспитано мудрое, бережное отношение к природе. В народном фольклоре земля, вода, дерево, растение овеяны мифами, им поклонялись, приносили жертвы, оберегали. Это и было выражением единства общества и природы. Посредником в этом единстве была культура, духовное сознание человека. А практику сохранения природы, приумножения ее ресурсов поддерживало многообразие хозяйственных занятий, многоукладность собственности и социальных структур, святость семьи, неразрывная преемственность поколений и понимание единства жизни и природы. Ослабла, разрушилась, исчезла органическая взаимосвязь между природой и обществом, природой и человеком. Оставленная без «присмотра» экологическая ниша стала крайне уязвимой перед лицом стихийно развивающихся промышленности, НТП, урбанизации и утратившей свои духовные ценности культурой.

Где же выход? В устранении пучка кризисов – экономического, социального, национального, экологического. В этноэкологическом аспекте здесь вырисовываются две задачи:

а) необходимо устранить причины (прежде всего социально-экономические, в формах собственности, в способах хозяйствования и т.д.), отдаляющие человека от природы, питающие в нем равнодушие к природе;

б) во всех ступенях нашей системы образования воспитывать цивилизованное экологическое мышление. Устранить из всех сфер воспитания и культуры рецидивы теории о независимости человека от природы, тем более – господства человека над природой. [13, с. 144]

Эти цели возможно осуществить только на основе освобождения творческого, интеллектуально потенциала общества, этнических обществ и, главное, самого человека для свободного саморазвития на основе подлинного фундамента народовластия. В первую очередь, в восстановлении, развитии, обогащении нуждается тот могучий фактор, который находится между человеком и природой. Это культура, образование, наука во всем их разнообразии и духовной содержательности. Необходимо идею гармонии человека, этноса, общества и природы в ясной форме довести до каждого ребенка. [13, с.145]

Воспитание через природу – основа не только педагогической системы многих выдающихся педагогов прошлого и современности, но и философов, деятелей культуры и искусства. Большое внимание проблемам воспитании через природу уделял народный поэт Башкортостана Мустай Карим. В его произведениях природа служит не просто фоном, на котором разворачиваются события, а является активным нравственным субъектом повествования, давая героям свои безмолвные и бесценные уроки.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Похожие материалы:

Становление Нижнего Тагила, формирование округа
Начало храмового строительства в XVIII в. XVIII столетие составляет целую эпоху в истории края. Благодаря богатству своих недр он оказался в центре важнейших социально-экономических преобразований в России в первой четверти XVIII века. С ...

Теоретические модели этногенеза
Все многообразие подходов сводится по существу к нескольким теоретическим моделям: эволюционизму, примордиализму, функционализму, конструктивизму, инструментализму, социологизму, диффузионизму. 1) Примордиализм (теория эволюционизма) — э ...

Численность и структура этноса
Татары являются одним из крупных тюрко-язычных этносов. Общая численность 6.648,7 тыс. чел. (1989 г.). Татары - основное население Республики Татарстан (1.765,4 тыс. чел.), в Башкортостане проживает 1.120,7 тыс. чел., в Удмуртии - 110,5 т ...