Развитие образовательной системы и подготовка кадров народной интеллигенции
За три года девятой пятилетки (1971-1973) в Дагестане за счет всех источников финансирования было построено более 130 школ на 34,5 тыс. ученических мест, практически ликвидированы последствия землетрясения. Всего же за девятую пятилетку в республике было построено и введено в строй школьных помещений на 71,3 тыс. ученических мест, в том числе на 5,9 тыс. ученических мест путем инициативного строительства за счет средств колхозов.
В последующие годы объемы школьного строительства в республике начали снижаться. Сказывалось снижение государственного финансирования, ослабление внимания руководителей колхозов, совхозов и других хозяйственных подразделений к инициативному строительству социально-культурных объектов. Так, если в 1976 году было сдано в эксплуатацию 54 школы на 13588 ученических мест, то в 1979 году - 20 школ на 10718 ученических мест, а в 1980 году - 22 школы на 8192 ученических места.1
Всего в десятой пятилетке в Дагестане было построено и запущено 165 школьных зданий на 53,8 тыс. ученических мест, из них только 0,8 тыс. ученических мест путем инициативного строительства за счет средств колхозов.
В республике и в эти годы руководители отдельных районов и городов прилагали немало усилий в оказании помощи учреждениям народного образования, принимали активное участие в укреплении материальной базы школ. К таким относились: Ахвахский, Буйнакский районы, г. Кизилюрт и другие. Так, по инициативе первого секретаря Буйнакского РК КПСС Шихсаидова Х.И. и зав. райОНО Абакарова Н.Р., а также при содействии Министерства просвещения ДАССР 1983 год в Буйнакском районе был объявлен «Годом учителя». Особое внимание обращалось на укрепление материальной базы школ. В районе 1983 году появились две новые школы, были заложены фундаменты еще двух школ в селениях Верхний Дженгутай и Агачаул. В трех сельских школах колхозы соорудили мастерские. В Ново-Кумухской средней школе было начато строительство крупного тепличного хозяйства[16].
Однако во многих районах и городах республики планы строительства школ и других объектов народного образования не выполнялись. В одиннадцатой пятилетке (1981-1985гг.) в республике за счет всех источников финансирования было построено и введено в строй 54 школьных здания на 42,5 тыс. ученических мест. Этот показатель был самым низким с середины 60-х годов.
Всего в 1966-1985гг. в Дагестане было построено и введено в строй школьных помещений на 229,1 тыс. ученических мест, в том числе 15,8 тыс. путем инициативного строительства за счет средств колхозов.
Такой существенный прирост ученических мест, несмотря на сохранение немалых трудностей и нерешенных проблем в укреплении материальной базы общеобразовательной школы республики, благотворно сказался на снижении процента школ и количества учащихся, занимающихся во второй смене. Так, если в начале 1980-1981 учебного года в республике 32,2% учащихся общеобразовательных школ занимались во вторую и третью смены, то в начале 1985-1986 учебного года 30,9%.
Перелом в осуществлении перехода на кабинетную систему обучения учащихся общеобразовательных школ связан с реализацией курса ко всеобщему среднему образованию подрастающего поколения (1966г.). Однако в решении этой важной проблемы общеобразовательная система республики, особенно сельская, из-за нехватки соответствующих помещений, средств на приобретение учебного оборудования, встречалась с большими трудностями. Сохранялись значительные различия, как в численности, так и в оснащении учебных кабинетов городских и сельских школ. В 1980г. переход на кабинетную систему обучения в городских средних школах республики составлял 81,1%, а в сельских 41,4%.
Похожие материалы:
Общие сведения о современных славянских языках.
Современные славянские языки подразделяются на три большие группы: восточнославянскую, западнославянскую и южнославянскую. К восточнославянским языкам относятся русский, украинский и белорусский языки. На них говорит большая часть совреме ...
Растительный мир Висимского заповедника
Флора заповедника в видовом отношении достаточно богата, она насчитывает около 400 видов высших сосудистых растений. Особенного богата флора луговых сообществ. Хотя луга занимают только 3,3% площади заповедника. Разнообразна флора темнохв ...
Выражение особенностей менталитета в традициях, обычаях и поведении
Притязая на социальное признание через соблюдение народных традиций, даргинская молодежь свято чтит обычаи гостеприимства и почитания старших. Гостеприимство — социальный обычай, в разной степени свойственный всем народам. Данный обычай в ...