Развитие образовательной системы и подготовка кадров народной интеллигенции
Расширился профиль подготавливаемых специалистов и увеличилось количество студентов в Дагестанском сельскохозяйственном и педагогическом институтах. С 1961/62 учебного года в сельскохозяйственном институте работает факультет организации и экономики сельского хозяйства. Наряду с агрономами, ветврачами институт стал выпускать специалистов-экономистов, столь нужных для дальнейшего подъема сельскохозяйственного производства. В педагогическом институте был открыт новый биолого-географический факультет, создан ряд новых кафедр. Два новых факультета — стоматологический и педиатрический открыты в 60-х годах в Дагестанском государственном медицинском институте.
На 1 сентября 1970 г. в вузах Дагестана обучалось около 20,4 тыс. студентов, или в 5 раз больше, чем в 1950 г., и почти в 9 раз больше, чем довоенном 1940 г Значительно увеличился контингент учащихся и расширился профиль подготавливаемых специалистов в средних учебных заведениях. На начало 1970/71 учебного года в 27 средних специальных учебных заведениях Дагестана насчитывалось 23,1 тыс. учащихся, это в 2,3 раза больше, чем в 1958/59 учебном году, и в 3,2 раза больше, чем в 1950/51 учебном году.
Важнейшей характерной особенностью развития высшего и среднего специального образования было названо дальнейшее совершенствование обучения, улучшение идейно-воспитательной работы среди студенчества. Решения XXII и XXIII съездов партии, октябрьского (1964 г.) и последующих пленумов ЦК КПСС благотворно сказались на всей деятельности советской специальной школы, способствовали укреплению ее связи с жизнью, повышению качества подготовки молодых кадров для народного хозяйства. В те годы кафедры высших учебных заведений стали уделять значительно больше внимания научно-теоретической подготовке будущих специалистов, привитию студентам навыков научно-исследовательской работы, привлечению их к участию в научных экспедициях. Так, начиная с 1960 г. кафедры Дагестанского университета провели ряд фольклорных, диалектологических, этнографических, ботанических экспедиций, в которых участвовали сотни студентов. Участниками этих экспедиций под руководством преподавателей был собран ценный материал для изучения материальной культуры, языков, устного творчества народов республики, а также фауны и флоры Дагестана. Много лет студенты-историки университета участвуют в археологических экспедициях Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР[12].
Во всех вузах республики функционировали научно-студенческие общества и кружки. Эти общества прививали студентам интерес к исследовательской работе, помогали овладевать более глубокими знаниями в области избранной специальности. Лучшие работы студентов публиковались в «Трудах» высших учебных заведений.
В период подготовки к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина в курсовых, вузовских и межвузовских научно-студенческих конференциях, посвященных этой знаменательной дате, приняло участие около трети всех студентов вузов республики. Десятки студентов дагестанских вузов участвовали на юбилейном Всероссийском конкурсе студенческих работ по общественным наукам, состоявшемся весной 1970 г.
С 1965 г. в университете функционирует созданный по инициативе профессора Р. М. Магомедова историко-этнографический музей, в котором собраны тысячи ценных экспонатов, характеризующих многие стороны самобытной культуры народов Дагестана.
В рассматриваемые годы увеличились масштабы заочного и вечернего высшего и среднего специального образования. В республике была проделана значительная работа по укреплению материальной базы вечерних и заочных отделений высших и средних специальных учебных заведений, повышению уровня преподавания и воспитательной работы с учащейся городской и сельской молодежью. Было сделано многое для того, чтобы молодежь, обучающаяся в заочных и вечерних высших и средних учебных заведениях, могла успешно сочетать труд и учебу, созданы консультационные пункты, практикуются выезды профессоров и преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений в города и селения для оказания помощи заочникам, заметно улучшилось снабжение заочников учебной и учебно-методической литературой. На учебе заочников и учащихся вечерних учебных заведений благоприятно сказывалась помощь, которая оказывается по месту их работы.
Похожие материалы:
Обзор культуры России 18 века
Преобразования начала 18 века, сделавшие Россию великой европейской державой, обусловили характер культуры этого времени.
Её основными качествами являются практицизм, светская направленность.
Борьба общественных сил вокруг реформ Петра ...
Фазы этногенеза
Каждый этнос проходит в своём развитии ряд фаз: фазу подъёма (примерно первые 300 лет существования этноса от момента пассионарного толчка), акматическую фазу (300-600 лет), фазу надлома (600-800 лет), инерционную фазу (800-1000 лет), фаз ...
Политика царского правительства в отношении коренных народов
сибири по «Уставу об управлении инородцами»
«Устав об управлении инородцами был составлен М. М. Сперанским и его ближайшим помощником инженером Г. С. Батеньковым. Они пытались как-то ограничить произвол чиновничества, усилить контроль за действиями местной администрации.[xiii]
Уст ...